logo

Бакаева Э.П.
Сакральные коды культуры калмыков

Элиста: «ИКИАТ», 2009. – 159 с.

 

Книга посвящена исследованию проблем происхождения калмыков и реконструкции на основе изучении добуддийских верований и традиционных представлений сакральных кодов культуры калмыков. Показано, что «восточный» локативный код явился сакральным кодом пространства, характерным для эпических сказаний, погребального обряда, буддийских храмов и буддийских молитв; различие с монгольской традицией обнаружено в системе бинарных оппозиций, касающихся тела человека, в системе запаха одежды. Выявлена специфика календаря ойратов - предков калмыков, реконструирован более ранний календарь двух сезонов, его маркеры, типологичные для ряда народов лесной полосы Северной Евразии. Осуществлена попытка исследования сопряженности определенных костей животного-жертвы с субэтническими подразделениями калмыцкого этноса – сакрального «животного» кода, в котором поколения обозначались как «суставы», а этнические группы как «кости». Обряды жертвоприношений земле и воде исследованы во взаимосвязи с глубинной семантикой образа божества – покровителя калмыков Цаган авга («Белый дядя, дед», у монголов – Белый старец), которую автор усматривает в наследии таежного населения – предков калмыков.

English

Bakaeva E.P. Sacral codes of culture of the Kalmyks. – Elista: IKIAT, 2009. – 159 p.

The book deals with problems of origin of the Kalmyks and reconstruction on the base of research of pre-Buddhist beliefs and traditional thinking on sacral codes of culture of the Kalmyks. It is shown, that "east" locative code was the sacral code of space which essential for epic legends, funeral ceremony, Buddhist temples and Buddhist prayers. Distinction from the Mongolian tradition is revealed in system of the binary oppositions, concerning human body and system of clothes fold. The author reveals the specifics of calendar of the Oyrats, ancestors of the Kalmyks, reconstructs earlier calendar of two seasons, its markers, which are typical for a number of the people of forest zone of Northern Eurasia. Ceremonies of sacrifices to the earth and water are investigated in interrelation with deep semantics of an image of Tsagan avgа, the deity who protects the Kalmyks. The author sees it in heritage of the taiga population – ancestors of the Kalmyks.