Хубсугульский аймак Монголии и граничащее с ним Присаянье, включающее Окинский, Тункинский и Закаменский районы Республики Бурятия, представляют интересную, во многом сходную в географическом и фольклорно-этнографическом плане территорию. Исследование его сквозь призму этнокультурной традиции народов, населяющих этот регион, и их фольклорных взаимосвязей в диахроническом аспекте актуально в силу малой изученности со стороны фольклорно-этнографической компаративистики и необходимости расширения исследовательского поля в сфере традиционных, исторических и этнокультурных контактов сибирских и центрально-азиатских этносов.
Комплекс исследовательских работ по обозначенной теме при введении их в научный оборот представляет собой новый шаг в изучении этнокультурных традиций пограничных народов России и Монголии в контексте их историко-культурных связей и параллелей. Основной метод – комплексное фольклорно-этнографическое исследование Саяно-Хубсугульского региона на базе экспедиционных работ; сравнительный анализ достигнутых результатов и обобщение итогов изучения.
На основе сравнительных исследований выявлена подтверждаемая генеалогическими легендами и другими фольклорными источниками, выражающаяся в близости языка, верований, обычаев и традиций этнотерриториальная общность присаянских бурят и хубсугульских монголов, которая сохранилась до наших дней. Ее связующим звеном являются хонгодоры и хотогойты. В изучении этнокультурной традиции прихубсугульских этнических групп Монголии и граничащих с ними с российской стороны тункинских, окинских и закаменских бурят особое внимание уделялось ареальным исследованиям, направленным на установление границ распространения культовых обрядов, сопровождающих их легенд и преданий.
При изучении культовых традиций выявлены модели и образы коллективных представлений, способы их сохранения, преобразования и трансляции во времени и пространстве. В ходе исследования подтверждены предположения о том, в данном регионе исторически сложилась единая система сакрализованных представлений, связанных с культом гор и тотемных предков. Присаянские буряты и хубсугульские монголы сохранили до наших дней некоторые единые обычаи и традиции, а также общие культы божеств локального характера, которые играют ведущую интегрирующую роль в пантеоне локальных божеств, освященных шаманской традицией.
Саяно-Хубсугульский регион является контактной зоной проживания бурят и монголов, что позволило изучить вариативность элементов фольклорной культуры, разветвленность традиций и этнических особенностей. Архивные изыскания дали материалы, показывающие богатство и широкое распространение традиционных жанров фольклора почти до 1970-х гг. XX в. Современные полевые исследования показывают повсеместное их угасание, но большая сохранность фольклорных традиций и обрядовых форм прослеживается у бурят и монголов Прихубсугулья, нежели у бурят Саянского региона.
О традиционных связях и фольклорных параллелях свидетельствует и ареал распространения унгинской Гэсэриады, генетически связанной с Западной Монголией. Подтверждение этому обнаруживаются в ряде сюжетов о бытовании эпоса «Гэсэр» в Прихубсугулье. Широкая амплитуда историко-культурных связей выразительно раскрывается при анализе монгольских и бурятских легенд, преданий и песен о Чингунжаве Хотогойтском – историческом персонаже, возглавлявшем антиманьчжурское восстание в середине XVIII в. Кроме этого, выявлено, что обрядность повседневной жизни современных бурят Хубсугульского аймака имеет большое сходство с монгольской и в большинстве случаев вытесняется монгольской.
В целом фольклорно-мифологические мотивы, сюжеты и образы позволяют сделать вывод о их безусловном семантическом и типологическом сходстве и родстве, восходящих к общему аксиологическому фонду тюрко-монгольских народов. Фольклорная культура, отражая исторически сложившиеся особенности этноса, при региональном/локальном диахроническом исследовании выявляет наиболее характерные для менталитета воплощения и вариации традиций. Не менее важным представляется выявление связи фольклорных традиций с жизнедеятельностью, мировосприятием этноса, что доказывает включенность фольклора в генеральную систему этноса.
Комплексное компаративистское изучение с привлечением исторических данных, архивных источников и полевых материалов подводит к заключению, что Саяно-Хубсугульский регион, сохранивший многие традиционные ценности в силу особых географических условий, представляет собой целостное явление в контексте историко-культурных связей и параллелей бурят и монголов и в условиях глобализации представляет собой один из наиболее самобытных ареалов сибирско – центрально-азиатского этнокультурного пространства.