logo

Летняя школа молодых ученых-монголоведов 2014 г. была организована Международной ассоциацией монголоведения в период с 28 июля по 8 августа 2014 г. Участниками школы стали научные сотрудники, аспиранты, магистранты и студенты из научных и образовательных учреждений Монголии, КНР, Южной Кореи, России, Германии и Турции. При этом доля магистрантов и аспирантов среди участников была очень высока, что отражает тенденцию включения в квалифицированное монголоведение молодых специалистов, находящихся на стадии получения высшего образования. Участие в работе школы значительно повышает уровень их профессионализма и существенно дополняет учебные программы образовательных учреждений.

lsmm 1

Курс лекций читали профессора Национального государственного университета Монголии, Государственного университета образования, Университета искусства и культуры, ведущие ученые Академии наук Монголии. Отличительной особенностью школы 2014 г. стало увеличение числа приглашенных иностранных преподавателей. Участники школы имели возможность посетить лекции ученых-монголоведов с мировым именем из Англии, США, Израиля и России. Образовательная программа школы включала два направления: «исследования в области филологии и литературы» и «исторические, археологические и антропологические исследования». Лекции читались преимущественно на монгольском языке. Представление о современном состоянии мирового монголоведения участники летней школы получили из обзорной лекции академика Д. Төмөртогоо, представленной на пленарном заседании. Им были указаны причины исследовательского интереса к истории и культуре монгольских народов, охарактеризованы этапы становления монголоведения, дана оценка современным работам, обозначены перспективы.

lsmm 2

В курсе лекций по «исследованиям в области филологии и литературы» обсуждались актуальные проблемы языкознания и литературы монголоязычных народов. Лекция профессора МонГУ, доктора филологических наук Ж. Баянсана была посвящена особенностям отражения монгольского менталитета в народных пословицах и поговорках. Об основных проблемах современного языкознания рассказал профессор Г. Гантогтох. Профессор М. Базаррагчаа в своей лекции коснулся проблем этимологии монгольских слов, а доктор филологических наук, профессор МонГУ Г. Нандинбилиг рассказала о современных проблемах изучения монгольского устного народного творчества. Две лекции прочитала заведующая отделом монголоведения Калмыцкого института гуманитарных исследований профессор Э.У. Омакаева «О словарном составе эпоса “Джангар”» и «О монголо-ойратской национальной системе письма». Доцент кафедры монголоведения и тибетологии Санкт-Петербургского государственного университета М.П. Петрова рассказала о развитии монголоведения в Санкт-Петербурге и проблемах модернизма и постмодернизма в современной монгольской литературе. Особый интерес участников школы вызвали лекции профессора МонГУ М. Баярсайхана «Изучение архаизмов в монгольском языке» и ведущего научного сотрудника Института языка и литературы АН Монголии доктора Б. Тувшинтугса «Исследование ксилографов на ясном письме».

lsmm 3

Обширным и разносторонним было содержание направления «Исторические, археологические и антропологические исследования». Профессор Ч. Болдбаатар посвятил свою лекцию структуре и деятельности так называемого Малого Хурала (1924–1951 гг.). Актуальность изучения этого органа, по его мнению, связана с пробелами в историографии социалистического периода. Весьма подробный обзор этнографических работ монгольских ученых был дан в лекции доктора Б. Баатархуу. Разделив на периоды развитие этнографической науки в Монголии, лектор обстоятельно показал пути ее становления. Дэвид Снит, антрополог из Кембриджского университета, обратил внимание на тематику, непосредственно связанную с тибетским и монгольским понятиями собственности, ландшафта и места индивида в нем. Основным понятием темы является «овоо» – пирамиды из камней, используемые в ритуальных целях, а также для демаркации границы между религиозными и этническими группами. Не менее важно понятие «хий морь» – воздушный конь, воплощающий судьбу и представляемый в виде флага, который прикрепляется к «овоо».

lsmm snit

Маньчжурский период в истории Монголии был затронут доктором О. Оюунжаргал, которая прочла лекцию с элементами дискуссии о восстании хотогойтского князя Чингунжава. Доктор Ю. Болдбаатар представил слушателям свое видение принципов монгольского летоисчисления – зурхай. Довольно интересной была описанная методика перевода хронологических дат из лунной календарной системы в григорианскую. На основе подробного источниковедческого анализа социальной структуры монгольского общества периода империи доктором Ж. Гэрэлбадрах было раскрыто содержание средневековых понятий «богол», «нукер», «ард», «дархан», «улс». Одна из лекций известного ученого, профессора Индианского университета Кристофера Этвуда была посвящена обзору современной историографии монголоведных исследований, направлениям и тенденциям изучения истории и культуры Монголии в мире. Слушатели получили самое широкое представление об исследовательской деятельности ученых-монголоведов в США, Германии, Великобритании, Южной Корее, Австралии. В следующей лекции под названием «Критика источников и исследования по Монголии» профессор Этвуд подробно описал приемы и методы внешней и внутренней критики старописьменных источников.

lsmm etvud

С последними достижениями в области археологии Центральной Азии познакомил слушателей школы известный археолог доктор Д. Эрдэнэбаатар. С 2001 г. Д. Эрдэнэбаатаром и археологом из Санкт-Петербурга А. А. Ковалевым в результате работы международной Центральноазиатской археологической экспедиции в предгорьях Монгольского Алтая было выделено несколько новых культур бронзового века: чемурчекская культура; культура эпохи средней бронзы – мунх-хайрханская; культура поздней бронзы – байтагская, а также культура тэвш. Кроме выявленных 4 новых культур эпохи бронзы Центральной Азии Ковалевым и Эрдэнэбаатаром внесены некоторые уточнения в понимание ранее известных культур – Монгун-Тайгинской и курганов-керексуров. Лекция профессора Л. Алтанзаяа ознакомила участников школы монголоведов с составом, структурой, внутренним устройством монастыря Хутухты.

Лекция профессора Иерусалимского университета, доктора исторических наук Майкл Биран была посвящена трансформации образа Чингисхана в мировой историографии и общественно-политической мысли разных стран в период с XIII по XXI в. Следует отметить, что в обзорных лекциях Д. Төмөртогоо и Кристофера Этвуда о современном состоянии мирового монголоведения наряду с описанием деятельности традиционных монголоведных центров и школ в обязательном порядке упоминалось о развитии монголоведения в Израиле, которое представлено преимущественно исследованиями М. Биран. Этот факт свидетельствует о расширении географии и росте научного интереса к монголоведным исследованиям. М. Биран проследила влияние идеологических и политических факторов на формирование концепций истории монгольской империи.

lsmm biran

В рамках международной школы молодых исследователей-монголоведов состоялась международная научно-практическая конференция «Исследования молодых ученых-монголоведов-2014», где были представлены доклады участников школы. На конференции была организована работа двух секций: «история и социология» и «язык и литература». На исторической секции вопросам международных взаимоотношений в исторической ретроспективе были посвящены доклады А. А. Андреевой «Династия Цин и Монголия в XVII в.», Д. С. Ткач «“Монгольский вопрос” в зарубежной политике России: вторая пол. XIX – нач. XX в.», У Ми Ён «Посольства монгольских борцов за независимость в Корее (1910–1920-е гг.)». Тенденции обновления концептуальных и методологических подходов в современном монголоведении были отражены в историографических и источниковедческих докладах Е. В. Нолева «Монголо-татарское иго» и альтернативные концепции русско-ордынских отношений в современной российской историографии», Д. Д. Селюниной «Буддизм в монгольской историографии», О. Батжаргал «Съезды князей Халхи в период империи Цин», С. Батханд «Концепция развития образования в труде «“Эх хэл-бичиг” С. Жамъяна». Историографическое направление было продолжено в докладах с биографической тематикой Д. В. Цыбжитовой «Доржи Банзаров – первый бурятский ученый»; Г. Баярмаа «Ученик Богдо Жибзундамбы хутухты».

lsmm 4

Исследования в области культурной антропологии были представлены в докладе Э. Золжаргал о политической пропаганде в монгольском кино в период социализма и докладе Б. Рихардта, посвященном изучению ограждений в современном геокультурном пространстве Монголии. А. Д. Гомбожапов в своем докладе раскрыл важную геополитическую и экономическую проблему развития номадизма в современной Монголии. Доклады, отражающие различные научные направления в филологии, лингвистике и фольклористике, были представлены в секции «язык и литература». Участница из Китая магистрантка МонГУ Оюун посвятила доклад творчеству основоположника жанра романа в монгольской литературе В. Инжаннаша, а исследовательница из университета Ланчжоу Ульдзийжаргал – писательскому мастерству одного из первых монгольских прозаиков начала ХХ в. С. Буяннэмэха.

lsmm 5

Можно отметить интерес молодых ученых к культурному наследию монголоязычных народов. Здесь следует выделить выступления российских участников – аспирантки Института восточных рукописей РАН Е. Кантор «Монгольские переводы “Маникамбума”» и магистрантки восточного факультета СПбГУ А. Грибковой «О пользе чтения Ваджрачхеддики». Большой интерес участников и преподавателей школы вызвал доклад выпускницы СПбГУ А. Курышевой «Показатели подлежащего в современном монгольском языке». По итогам конференции Фондом поддержки монголоведения при премьер-министре Монголии был опубликован сборник материалов.

lsmm 7

Организаторы школы молодых ученых-монголоведов-2014 разработали обширную культурно-образовательную программу, являющуюся непременной традицией образовательной площадки. Состоялись экскурсии в Государственный дворец – резиденцию Правительства Монголии, Монгольский национальный исторический музей, Музей истории Монголии, Дворец Богдо-гэгэна, Храм-музей тибето-монгольского религиозного искусства Чойджин-ламы, крупнейший буддийский монастырь в Улан-Баторе Гандантэгченлин, Музей интеллектуальных игр. Молодые ученые-монголоведы посетили выставку «Мир великого Чингисхана». В программе школы был запланирован четырехдневный выезд в древний город Хархорин (Каракорум). Были организованы экскурсии в старейший буддийский монастырь в Монголии Эрдэни-Дзу, основанный в 1585 г.; историко-археологический музей «Хархорум», музей Кюль-Тегина и Бельге-кагана (Хөшөө цайдам музей). Участники школы посетили мемориальный комплекс города Хара-Балгас, являвшегося столицей Уйгурского каганата в VIII–IX вв., и археологические раскопки древней столицы Монгольской империи – города Каракорум. В рамках проведения монгольского праздника Надаам и праздника войлока были организованы этнографические семинары, на которых молодые ученые-монголоведы приобрели опыт углубленного изучения кочевых обычаев и традиций номадов Монголии.

lsmm 6

Таким образом, летняя школа молодых ученых-монголоведов стала эффективным международным институтом повышения квалификации молодых исследователей и одновременно консолидирующей научной площадкой, формирующей устойчивые научные связи и раскрывающей перспективные направления в развитии мирового монголоведения.

Д. Мөнх-Очир, д.и.н., директор Фонда поддержки монголоведения Министерства образования, культуры и науки Монголии; М.П. Петрова, к.ф.н., доц. кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета; Гомбожапов А.Д., к.и.н, и.о. зав. отделом истории и культуры Центральной Азии ИМБТ СО РАН; Нолев Евгений Владимирович, к.и.н., м.н.с. отдела истории и культуры Центральной Азии ИМБТ СО РАН СО РАН.