Элиста: «ИКИАТ», 2009. – 159 с.
Книга посвящена исследованию проблем происхождения калмыков и реконструкции на основе изучении добуддийских верований и традиционных представлений сакральных кодов культуры калмыков. Показано, что «восточный» локативный код явился сакральным кодом пространства, характерным для эпических сказаний, погребального обряда, буддийских храмов и буддийских молитв; различие с монгольской традицией обнаружено в системе бинарных оппозиций, касающихся тела человека, в системе запаха одежды. Выявлена специфика календаря ойратов - предков калмыков, реконструирован более ранний календарь двух сезонов, его маркеры, типологичные для ряда народов лесной полосы Северной Евразии. Осуществлена попытка исследования сопряженности определенных костей животного-жертвы с субэтническими подразделениями калмыцкого этноса – сакрального «животного» кода, в котором поколения обозначались как «суставы», а этнические группы как «кости». Обряды жертвоприношений земле и воде исследованы во взаимосвязи с глубинной семантикой образа божества – покровителя калмыков Цаган авга («Белый дядя, дед», у монголов – Белый старец), которую автор усматривает в наследии таежного населения – предков калмыков.
Bakaeva E.P. Sacral codes of culture of the Kalmyks. – Elista: IKIAT, 2009. – 159 p.
The book deals with problems of origin of the Kalmyks and reconstruction on the base of research of pre-Buddhist beliefs and traditional thinking on sacral codes of culture of the Kalmyks. It is shown, that "east" locative code was the sacral code of space which essential for epic legends, funeral ceremony, Buddhist temples and Buddhist prayers. Distinction from the Mongolian tradition is revealed in system of the binary oppositions, concerning human body and system of clothes fold. The author reveals the specifics of calendar of the Oyrats, ancestors of the Kalmyks, reconstructs earlier calendar of two seasons, its markers, which are typical for a number of the people of forest zone of Northern Eurasia. Ceremonies of sacrifices to the earth and water are investigated in interrelation with deep semantics of an image of Tsagan avgа, the deity who protects the Kalmyks. The author sees it in heritage of the taiga population – ancestors of the Kalmyks.
Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. – 438 с.
Вниманию читателей предложены очерки об изучении истории и культуры Монголии в Восточной Сибири, и в Иркутске в частности, повествующие об основных этапах и особенностях становления и развития иркутской школы монголоведения. Дан анализ традиций иркутского монголоведения, показана их преемственность. Рассказано о вкладе отдельных исследователей в изучение истории, экономики и культуры монгольских народов. Представлены творческие биографии иркутских монголоведов, списки их работ. Показано место иркутской школы монголоведения в российском монголоведении и мировой востоковедной науке.
Kuzmin Yu.V., Svinin V.V. Irkutsk school of Mongolian (ХVII–XX centuries). – Irkutsk: BSUEL Publ., 2014. — 438 p.
The essays on the studying of the history and culture of Mongolia in Eastern Siberia, and particularly in Irkutsk, telling about the main stages and characteristics of the establishment and development of Irkutsk school of Mongolian studies, are proposed to the attention of the readers. The analysis of Irkutsk traditions of Mongolian studies is presented, their continuity is shown. The contribution of individual researchers in the study of the Mongolian people’s history, economy and culture is described. The Irkutsk Mongolists’ creative biographies, lists of their works are represented. The position of Irkutsk school of Mongolian studies in the Russian Mongolian studies and in the world oriental science is shown.
Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. – 238 с.
В монографии жанры устно-поэтического творчества бурят впервые рассматриваются как исторически сложившаяся единая идейно-художественная система, в которой все типы и группы произведений находятся в сложных взаимосвязях. Выявляются закономерности исторического развития традиционных жанров бурятского фольклора и межжанровых отношений. Прослеживается генетическая связь улигеров и богатырских сказок, рассматриваются особенности функционирования обрядовой, афористической поэзии (заговоров, пословиц, загадок и др.) в поэтической системе героического эпоса, сказок и несказочной прозы. Обсуждаются вопросы современного бытования бурятского фольклора.
Bardakhanova S.S. The system of genres of the Buryat folklore. – Novosibirsk: Nauka. Sib. otd-nie, 1992. – 238 p.
The author considers genres of oral poetry of the Buryats as historically developed ideological and art system in which all types and groups of works are in complicated interrelations. Regularities of historical development of traditional genres of the Buryat folklore and the inter-genre relations are revealed. The genetic connection between uliger and fairy tales is traced, features of functioning of ceremonial, aphoristic poetry (plots, proverbs, riddles, etc.) in poetic system of the heroic epos, fairy tales and not fantastic prose are considered. Questions of modern existing of the Buryat folklore are discussed.
Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. – 128 с.
Автор – историк, этнограф-религиовед рассказывает о распространении и особенностях буддизма в Калмыкии, о взаимодействии и взаимовлиянии этой мировой религии с традиционными верованиями калмыков.
Bakaeva E.P. Buddhism in Kalmykia. Historical and ethnographic essays. – Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1994. – 128 p.
The book deals with spreading and specifics of Buddhism in Kalmykia, interaction and mutual influence of this world religion with the traditional beliefs of the Kalmyks.
Элиста: ГУ Издательский дом «Герел», 2008. – 189 с.
Предлагаемая работа автора является опытом комплексного специального исследования калмыцкой одежды с привлечением сравнительных материалов не только по костюму народов Центральной Азии и Южной Сибири, но и родственных народов, прежде всего – бурят и якутов.
Bakaeva E.P. Clothing in the Kalmyk culture: tradition and symbolism. – Elista: Publishing House “Gerel”, 2008. – 189 p.
The book is an experience of complex study of the Kalmyk clothing with the involvement of comparative materials on clothing of the Buryats, the Yakuts, and people of Central Asia and Southern Siberia.